Это особенная работа – счастливо жить в браке. Митрополит Сурожский Антоний однажды сказал: «Брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни». Но всегда ли любовь одинаково созидательна, всегда ли двое становятся всепоглощающим целым, а их союз – наполненным и безветренным?

В июле театр «Мастерская» вновь представил особенный спектакль «Жёны» по мотивам пьесы Елены Исаевой про сильных женщин гениальных писателей: А.П. Чехова, М.А. Булгакова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина. Сегодня их произведениями зачитывается весь мир, но какой путь им пришлось пройти вместе с теми, кто был безоговорочно предан им до конца жизни?

Надо отметить, я не поклонник скабрёзных воспоминаний об известных людях в кино, литературе и театре, где почти прозрачная граница между «личным» и «пошлым» нарушается, и превращается в полоскание грязного белья. Я опасался подобного и в этот раз, но напрасно. Спектакль «Жёны» рассматривает взаимоотношения, сотканные из обрывков воспоминаний и личных писем, под другим углом, и превращается в эклектичный, лёгкий и тонкий диалог. Хотя обнажённую спину здесь тоже показывают.

С третьим звонком в зале нет ни одного свободного места, за исключением металлических сидений на сцене, которые остаются пустыми до начала спектакля. Они, вместе с узкими белыми колоннами и настенными часами, напоминают зал ожидания, в котором время идёт назад и оживают картины прошлого: расцветающие надежды на счастье, ушедшие куда-то вдаль поезда, смятые рукописи и рассыпанные, как красные яблоки, неудачи. Оглушающий рёв паровоза разрывает тишину на части.

Вот на сцене эффектно появляются главные женщины: Наталья Гончарова (Наталия Шулина), Софья Толстая (Ольга Афанасьева), Анна Достоевская (Мария Русских), Ольга Книппер (Мария Валешная) и Елена Булгакова (Есения Раевская). Они встретились здесь, чтобы рассказать историю любви: о том, как они следуют за своими мужчинами, о том, как они жертвенно служат, как сгибаются, но не ломаются, как смеются, как страдают, как взлетают и падают, как охраняют память, назло времени и поглощающей темноте. Честная актёрская игра с надрывом и слезами разбавляется хореографической пластикой и дымом сигарет. Здесь всё по-настоящему, хоть и выглядит немного сюрреалистично.

Мужчин на сцене нет, но их присутствие постоянно ощущается то в перевоплощении актрис, то закадровым голосом, то всплывающими фотографиями, которые, как будто иконы, замирают над головами женщин в конце спектакля.

У каждого времени есть свои герои, и в каждом времени живёт любовь. Ответственность обоих – культивировать созидательные и гармоничные отношения в семье. Если этого не происходит, зачастую женщина с головой ныряет в домашний очаг, как в пропасть, а потому только она может знать истинную цену семейного счастья. Может, поэтому в зале больше женщин, чем мужчин? Я не знаю, но однозначно рекомендую постановку к просмотру и мужчинам, и женщинам, чтобы было о чём подумать, что почитать, и рассказать близким.

Фото: Маргарита Миронова