Восемьдесят шестой театральный сезон Театра им. Ленсовета открывается классикой в современном прочтении. А.С. Пушкин, произведение 1833 года, между двух лестниц кислотно-зелёного цвета разворачивается неоновая жизнь.

Художник по костюмам Сергей Илларионов перевоплощает персонажей мистической повести «Пиковая дама» в героев сатирического хоррора. Одежда цвета лайма, мужские туфли на высоком каблуке, сияющие паетки, искусственный мех.

При всей слепящей яркости света и цвета, это не просто постановка, которую смотришь. Это спектакль, который чувствуешь кожей, солнечным сплетением и между лопатками. Проживать непросто, оторваться невозможно.

Что, если бы состояние можно было рассмотреть под лупой? Всё обострено, увеличено, усилено, конкретно до детальных мелочей. Изменённое сознание путанно перебирает переживания героев Ф.М. Достоевского, сюжеты В.О. Пелевина и стилистику «Заводного апельсина» С. Кубрика.

Атмосфера передана в речи и пластике актёров: ускорение, повторение, ускорение, пауза. Многословные, импульсивные жесты, ломанный ритм. Нарастающие звуки музыкального сопровождения удерживают сопереживание зрителя на пике эмоций.

Параллельная реальность пугает и тревожит, захватывая, завлекая, завораживая. На экране сцены – классический текст Пушкина. Во внимании всё те же идеи и смыслы.

Мы вновь наедине с вопросами о том, что жизнь – игра, что ставки высоки и какова цена для тех, кто одержим победой. Старая графиня мертва. Лидия Шевченко, исполняющая роль Лизаветы Ивановны, снимает парик и, спускаясь со сцены, исчезает в темноте зрительного зала. Созданная реальность раскалывается на части и осыпается как битое стекло. Со смертью не играют.

Удивить сюжетом Пушкина непросто, но проживание событий повести в пересказе Евгении Сафоновой не оставляет сомнений в том, что эта премьера достойно открывает сезон.

Фото: Елена Пушкова