Если однажды вечером тебе вдруг захочется окунуться в атмосферу поэтического Петербурга, чтобы отвлечься от суетных будней и очутиться совершенно в другом пространстве времени, то, не раздумывая бери билет на спектакль-концерт «Мне скучно без Довлатова» в исполнении романтического театра Юрия Томошевского.

Только представь, сто лет назад, когда ещё были живы Маяковский, Мандельштам, Толстой, Гумилёв и Ахматова, они собирались по вечерам в небольшом арт-кафе в центре Петербурга под названием «Подвалъ Бродячей Собаки». В клубах дыма и пьяного вдохновения они читали друг другу новые стихи, веселились и томились в ожидании волнующих встреч. Стать частью творческой богемы тогда было непросто. Вход был возможен только по рекомендации завсегдатаев. У наружных дверей висели доска и молоток — своеобразный дверной звонок, отсеивающий непрошенных гостей.

Вечер 19 сентября мне особенно запомнился голосом вдохновения, потому что я впервые попала в легендарное арт-кафе на спектакль-концерт театра Юрия Томошевского, где звучали стихи Иосифа Бродского и Владимира Уфлянда, отрывки из рассказов Сергея Довлатова, стихи и воспоминания Евгения Рейна. Сейчас на входе молотком не стучат, а двери этого заведения всегда и для всех открыты. Известные имена остались лишь росчерком пера на огромной почётной стене от пола до потолка.

Под кирпичными сводами низкого потолка прожекторы жёлтым светом освещают маленькую сцену. Из небольших окон подвального помещения сверху вниз падает тусклый свет. В зале нет ни одного свободного места. Где-то неразборчиво перешёптываются зрители в ожидании представления. Где-то в глубине зала стучат бокалами. Где-то горят экраны мобильных телефонов. Небольшие круглые столики едва вмещают посуду с едой и напитками. Здесь уютно и камерно, словно каждый гость друг с другом знаком, и всех объединяет нечто особенное.

«Мне не хватает Довлатова» — пишет Рейн, — «Мне не хватает его могучей фигуры у Пяти углов в Ленинграде, в таллиннском Кадриорге, на улочках Гринвич-Вилледж. Не хватает его шуток, его манеры садиться на стул задом наперёд и высоко закидывать ногу в брезентовой брючине, больше всего мне не хватает его новых рассказов. Не хватает его разговоров о Фолкнере и Зощенко, о Чехове и Бродском…»

Спектакль-концерт в двух частях «Мне скучно без Довлатова» представляет собой отрывки и воспоминания из произведений прошлых лет. Первая часть концерта оказывается динамичной, подвижной, с всплеском ярких эмоций, вторая — с воспоминаниями и нарастающей грустью, лиричная, осенняя.

Открывает вечер Виктория Зайцева в огромном мужском пиджаке. Она выразительно и иронично читает эпизод из произведения Сергея Довлатова «Наши», написанного ещё в 1980-х годах. Актёрскую ноту подхватывает Анастасия Чернова, когда появляется на сцене и блестяще играет отрывок из произведения Довлатова «Дорога в новую квартиру». Зритель внимательно слушает, смеётся, снова замолкает и опять громко смеётся на весь зал. Александр Блинов остросюжетно и томно представляет эпизод из Довлатова «Чемодан». Анна Некрасова душевно и честно делится стихами Рейна. Андрей Калеев читает монолог из произведения Довлатова «Встретились, поговорили» про невзрачного и сообразительного Головкера. Татьяна Морозова очень точно и выразительно изображает блондинку Галину Александровну из романа Довлатова «Заповедник». Александр Дубравин глубоко и проникновенно читает стихи Владимира Уфлянда. Особенно красочный и музыкальный получается «Рассказ женщины» Уфлянда в исполнении Виктории Зайцевой. Татьяна Морозова сжимает сердце громким прочтением стихотворения Бродского «Письма к стене».

Ожившие тексты сплетаются в единое полотно музыкальной нитью композитора Натальи Чубаровой (партия рояля) и аранжировщика Светланы Сироткиной (партия скрипки).

Юрий Томошевский подарил культурному Петербургу «Приют комедианта», где постановка «Блистательный Петербург», получившая несколько театральных наград, навсегда покорила сердца зрителей. Более двадцати спектаклей были поставлены Юрием за творческий путь, а этот спектакль-концерт особенно завораживает поэтичностью, иронией, музыкой души. Понравились самобытная игра актёров, непередаваемая атмосфера между зрителем и актёром, обмен энергиями, улыбки, слёзы и аплодисменты. Всё это — жизнь, вдохновение, искусство.

Спасибо романтическому театру Юрия Томошевского за возможность прикоснуться к прекрасному, а «Подвалу Бродячей Собаки» за непередаваемую атмосферу.

Фото: Театр Юрия Томошевского