Благополучие общества почти всегда измеряют в денежном эквиваленте. Если не хватает средств, значит, всё плохо. Если наоборот, то всё хорошо. Однако оправдан ли такой подход? Не упускается ли что-то гораздо более важное, чем показатели роста индустриального производства и сферы услуг? Чем цифры снижения инфляции и роста номинального и реального ВВП? Глаза открываются в этот момент: ВВП (в экономике – это валовый внутренний продукт) имеет другую, почти неизвестную расшифровку… Вдохновляющий внутренний продукт.

Вдохновляющий внутренний продукт – это те самые «лёгкие люди», которые своим творчеством включают идеи-лампочки в ваших головах, которые своим творчеством наполняют вас ощущением, что вы готовы бороздить бездонные просторы самореализации и открывать для себя новые континенты, прежде невиданные. Это всё на порядок значимее, чем заработанные на нелюбимой работе десятки купюр в ваших кошельках, не так ли?

Первый вдохновляющий «актив» в рамках рубрики – Мария Крымцова и её сольный музыкальный проект AIST. Почему именно она? Можно было бы ужасно нелепо привязать это следующим образом: аист ассоциируется с детьми, дети – с рождением, а рождение означает появление этой рубрики. Можно было бы попробовать эпатировать (что тоже нелепо) и прямолинейно заявить, что она – первый человек, с которым удалось договориться по поводу интервью, и что нет здесь никакого особого смысла.

Точного ответа на этот вопрос нет, но мне нравится думать, что этот выбор был неосознанным протестом против коммерческой и бездушной музыки, которую нам щедро заворачивают в обёртку искренности. Музыка AIST – это история совсем не о мейнстриме, совсем не о бешеной популярности (по крайней мере пока) и совсем не о материальном богатстве. Это история об искусстве в чистом виде, об истинном вдохновении, которое не подделать.

У тебя на страницах в социальных сетях написано, что ты получала образование в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ. Скажи, работала ли ты по специальности?
Я училась на факультете международных отношений – это не совсем типичный МИФИ. Да, немного работала, но не смогла сочетать с жизнью и уволилась, чтобы заниматься музыкой и танцевать.

Как ты пришла к тому, чтобы серьёзно заниматься музыкой?
Думаю, я ещё только иду к серьёзному, учусь и расширяюсь. Самостоятельный проект решила создать, когда поняла, что могу сама и хочу отвечать за то, что получается.

Помогает ли тебе в творчестве способность рационального мышления, которая у тебя выработалась во время учёбы в университете?
Я – везунчик, потому что училась на факультете отчасти экспериментальном, где нам прививали способность самостоятельно выбирать и оценивать информацию, давали возможность свободно себя проявлять. Я из прогульщиков: на лекции не ходила почти, только на семинары. И это не было проблемой. То есть меня оценивали по результатам, знаниям, а получала я их удобным мне способом.

Можешь детально описать создание композиции? Например, что появляется раньше – музыка или текст?
Очень по-разному бывает. Есть вообще странные варианты: записываю вокализ, мелодию голоса, а потом в процессе выбора гармонии улетаю в другую сторону и придумываю другой вокал. Дальше, когда я всё собираю в песенную структуру, появляется много работы над нюансами, много технических штук. Когда практически готова аранжировка, записываю голос начисто, дорабатываю обработки, потом откладываю на время. Если мне всё нравится, собираю мультитрек со всеми партиями на сведение. С двумя песнями была история такая, что мне не нравилось всё, и я полностью переписывала голос. С другой мелодией я даже изменяла текст. Но чаще чувствую, красиво или нет, уже во время чистовой записи.

На твой взгляд, можно ли стать популярным музыкантом без вложения больших денег в рекламу?
Я не знаю. Наверняка если человек себе ставит именно такую цель «стать популярным без вложения больших денег» – всё возможно. Сейчас есть очень много вариантов.

На каких исполнителей ориентируешься?
Недавняя история. Мне сказали, что моя музыка похожа на FKA Twigs, но я не знала, кто это. Потом ещё подруга говорила, что солистка двигается обалденно. Прошло около года, и перед очередным своим концертом я посмотрела двадцать секунд её выступления. Это был первый раз, когда я вообще её услышала. Я очень хорошо чувствовала, какая она особенная. И захотела ещё больше раскрыть свою особенность. Так что я беру на вооружение только одну штуку – смелость быть собой до грани.

Музыканты нередко делятся своими музыкальными вдохновениями. Насколько часто, по твоему мнению, музыканты вдохновляются литературными произведениями и фильмами? Происходит ли такое у тебя?
На меня, скорее, общее количество впечатлений и эмоций влияет. Так как оно обычно зашкаливает даже в самый спокойный день, чувствую, что хочу быть в мелодиях почти в любое время. Читаю много и смотрю красивые фильмы, но больше в небо люблю смотреть со своего подоконника или в чащу с поляны, чтобы такое чувство, что ей конца и края нет.

Какими были самые сильные ощущения от прослушивания песни?
Мурашки и ощущение, что я выше моей головы. Тела нет, есть только острое чувство.

Самые сильные ощущения при прочтении книги и просмотре фильма?
Кстати, я обожаю смеяться – это самое сильное из внешнего, потому что глубоких печалей во мне полно. Самые классные моменты – это смеяться так, что пресс обрастает кубиками на глазах. А рядом сползает вниз по креслу друг.

На странице твоего музыкального проекта в социальных сетях написано следующее: «AIST – мой сольный электронный проект. Мелодии, часто приснившиеся, а после записанные в кафе, библиотеках, в машине, у океана, в спальнях, гостиницах и поездах». Можешь ли ты вспомнить необычные обстоятельства, в которых тебе приходила в голову идея для песни?
«Июль» заиграл в голове в ванной, сразу со словами, всего за неделю до его релиза. И вот я такая выскочила в полотенце, и сразу записала голосовую дорожку к нему. К вечеру уже была аранжировка.

Я полагаю, что вдохновение – необходимая составляющая для создания хороших композиций. На твой взгляд, вдохновение – это штука, которая всегда спонтанна и независима от самого человека?
Думала на эту тему. Никак точно не пойму, что это такое, вдохновение. У меня есть поток, он, как фильм или как процесс. Мне не нужно ждать никакого момента, но я знаю, что кто-то ждёт. Думаю, если это так, можно себя изучать. Пробовать ставить будильник ночью и записывать всё, что внутри, или, например, уезжать в лес и выключать гаджеты и смотреть, что в этот момент может быть написано. Спонтанность, свобода, воздух – всё это.

Что ты можешь посоветовать тем, кого уже долгое время не посещала муза?
Самим прийти к ней с цветами и спросить, что за причина, почему ей интереснее гулять в других местах, чем быть всегда вашей частью.

Послесловие:
Наступила осень. Становится всё холоднее, всё мрачнее и всё легче провалиться в тусклую рутину. Попробуйте найти нужные эмоции в музыке AIST – там есть и атмосфера стихов Ахматовой, и таинственно-завлекающие мотивы музыки из «Твин Пикса».